Мартиролог в красках

Содержание материала

Южный лепесток.

Сюда же отнесем и росписи арок южной стены, ибо они также обращены к теме победоносной Пасхи Воскресения и небесной славы новомучеников. В юго-восточной арке – той, что на солее у главного алтаря – как и с противоположной стороны – картины из Писания: две паремии Великой Субботы, прообразующие воскресение Христово: переход Моисея через Красное море и пророк Иона, выходящий на сушу из чрева кита. В центральной же южной арке – фрагменты жития священномученика Михаила, свидетельствующие о его благодатных дарах в жизни земной и дерзновении пред Господом на небесах: прекращение по молитвам его пожаров на полях и избавлении паствы села Горячкина(там, где был его последний приход) от гибели в годы войны(то есть уже после мученической кончины пастыря). А в юго-западной арке, там, где разместили канун и панихидный столик, где поминаются усопшие, - изображены два дорогих нашей памяти кладбища. Это, во-первых, - Бутово – с молящимся о всех страдальцах святейшего этого места священномучеником Серафимом Чичаговым - вместе с теми из них, кто еще ждет своего прославления на земле. А с противоположной стороны арки – Михново (чудная православная община в литовской земле) с основателем ее – протоиереем Понтием Рупышевым, благословляемым своим духовным отцом – праведным Иоанном Кронштадтским. Так получилось в росписи этой арки( не намеренно – но зримо и промыслительно), что о.Иоанн благословляет и священномученика Серафима (тоже духовного сына своего). Пройдя арки, взойдем теперь в южный лепесток храма. Две его противоположные стены: северная (соединяющая с центральной частью) и южная(вместе с конхой) – открывают два образа небесной славы. Из темы Великой Субботы, подчеркнутой росписями в центре, вырастает тема воскресения Христова ( логично этим образам примкнуть к северной, соединительной стене лепестка). Здесь сверху – доминирующее Сошествие во ад, а ниже – воскресные евангелия – явления ангела мироносицам и Самого воскресшего Господа – Магдалине и ученикам. Так, обед на Тивериадском море, завершающий все Четвероевангелие, и являющий будущее блаженство в Царстве Небесном, изображается в восточном углу – в непосредственной близости к алтарю - так, наверное, и должно быть! Композиция южной стены имеет основанием своим славу Креста Господня, явленную жизнью, смертью и небесной славою новомучеников и всех святых. Получилось так, что в росписях всего храма лишь один двунадесятый праздник пока не был отражен: это Воздвижение Креста. Здесь мы его видим как центральный образ, над ним, в конхе – Державная Матерь Божия с обращенным к Ней Собором новомучеников (как уже говорилось ранее – преимущественно, но не только Российских). Справа изображены святители и священники, слева – миряне. А ниже - древние святые русские (Борис и Глеб, Феодор и Иоанн, Московские первосвятители, Виленские мученики и царевич Димитрий, преподобные – Сергий и Серафим), бывшие молитвенной опорой страдальцам 20-го века. На образах в новомученическом Соборе подробно останавливаться не будем: предоставим благочестивым читателям самим узнать по подписям знакомые лики, а о незнакомых – самим же поинтересоваться. Только об одном изображенном мученике расскажем – но в самом конце нашего повествования. Пока же перейдем в юго-западный угол храма, где видим ветхозаветные образы Воскресения – тоже из паремий Великой Субботы. Здесь и – жертвоприношение Авраамово, и воскрешение пророком Илией сына Сарептской вдовы, и три отрока со Ангелом в пещи Вавилонской, здесь – и центральное для великосубботней службы – пророчество Иезекиилево «о костях». Но образ еще одного – третьего кладбища ( о двух мы говорили ранее) – возвращает нас к страшной, запредельной муке земной, которую прошли новые святые. Это – «мамочкино кладбище в Казахстане», где похоронены родившиеся в местных концлагерях младенцы, скоро умершие от голода, - младенцы, которых не давали матерям для кормления, - младенцы, тела которых втискивали мучители в бочки, и так закапывали. Верим: и эти младенцы – молитвенники о многострадальной земле нашей. В завершение в юго-западном углу храма, в связи с темой Страшного суда, раскрытой в росписях притвора, на потолке изобразили по чинам сонмы святых, грядущих навстречу Христу, пришедшему в славе. Так исполняются росписи южного лепестка и – всего храма. Но за нами – один долг…

Просмотров: 4772